пятница, 11 октября 2013 г.

Кия-Шалтырь. Часть I.

Поездка по линии Красная Сопка – Кия-Шалтырь 20-23 сентября 2009 года. Часть I.
Принимали участие трое человек: Кречетов Дмитрий, Сергеев Сергей и я.
Основной целью поездки был осмотр и фотосъёмка линии, находящейся в глухих и весьма живописных местах восточных районов Кузнецкого Алатау.





Железнодорожная ветка Красная Сопка – Кия-Шалтырь берёт начало от станции Красная Сопка, которая расположена в Красноярском крае на линии Ачинск – Тигей. Ветка до Кия-Шалтыря однопутная, неэлектрофицированная (хотя планы по её электрификации были и почти начали выполняться), частично проходит по восточным горным районам Кузнецкого Алатау, а так же лежит в трёх регионах: Красноярском крае, Хакасии и Кемеровской области. Линия была построена в 50-х годах как железная дорога к карьеру по добыче нефелиновой руды. Руда используется для выплавки алюминия и отправляется на Ачинский глинозёмный комбинат. На железнодорожной ветке протяжённостью 166 километров имеется 4 тоннеля и около двух десятков мостов, а так же два больших виадука.
Посёлок Белогорск у станции Кия-Шалтырь был построен к 1962 году, на данный момент его население составляет более 3000 человек. Труднодоступное место, нелёгкое для жизни, соединяется с большой землёй лишь этой железной дорогой и автомобильной грунтовкой, идущей в Тисуль.
Поезд Красноярск – Кия-Шалтырь, ходивший ежедневно, был отменён с 23 мая 2013 года.
Мы же успели проехать на нём ещё в сентябре 2009 года.



Сергеев Сергей и я отправляемся из Новосибирска поездом Москва – Абакан в 02:58 утра (05:58 по местному времени). Мы выбрали не самый удобный поезд, поэтому пришлось провести всю ночь на вокзале в его ожидании. Прибытие в Ачинск 20 сентября в 14:06 по московскому времени. Кречетов Дмитрий в это время уже возвращался с поездки по БАМу, чтобы встретиться с нами в Ачинске.


Транссиб, Красноярский край, перегон Каштан - Итат

Ачинск – не особо большой (по российским меркам) город с населением чуть более ста тысяч жителей, находится он на территории Красноярского края, на Транссибе, в 160 километрах от Красноярска. На привокзальной площади и вокруг неё мы ничего особо интересного не обнаружили. Тихая и скромная местность. Периодически мимо проезжают уставшие луноходы.

Вокзал станции Ачинск-I

Вокзал Ачинска несколько необычный, напоминает, скорее, вокзалы с Байкало-Амурской магистрали.

Тепловоз 2ТЭ10М с поездом Москва - Абакан

Через некоторое время после прибытия в хвост нашему поезду заходит тепловоз 2ТЭ10М, который после прицепки уходит с поездом далее на Абакан. С разрешения железнодорожника снимаем.

Теперь же назревает проблема убийства большого количества времени. Поезд на Кия-Шалтырь отправляется в 00:50, а это значит, что до него ещё есть почти 6,5 часов. Время – оно такое: чем меньше у вас против него оружия, тем сложнее его убивать. К сожалению, тактики и орудий убийства времени у нас не было. Отсняв вокзал и станцию с разных сторон, мы отправились на поиски магазина. Необходимо было купить воды в запас, ну и конечно же торт. А как же! У Дмитрия, участника поездки, день рождения. В поезде и отметим. Ближе к восьми вечера мы, наконец, осели в зале ожидания вокзала. За окнами в обе стороны проходят поезда, в основном, безостановочно. Кстати, интересный факт: если беседы в чужом городе, например, в Сургуте, вы будете громко начинать со слов «А вот у нас в Сургуте…», то окружающие будут убеждены, что вы – местный. Работает безотказно.

За полночь с востока прибывает наш поезд. В нём мы встречаемся с Дмитрием, который возвращается с большого путешествия по БАМу и отправляется в небольшое путешествие по миниатюрному БАМу. Очень радует, что в вагоне совсем немного пассажиров. Поезд уходит на Ачинск-II. Где его расформировывают. По расписанию стоянка здесь около 30 минут, по факту же у вагонов до Кия-Шалтыря ожидание получается более трёх часов.


Вид из окна вагона

Утро 21 сентября начинается после рассвета где-то за Дубинино. Вокруг пока ещё не особо горные пейзажи. Колёса не спеша отстукивают километр за километром. Состав из двух вагонов идёт под тепловозом М62. Пять тепловозов этой серии находились на балансе депо Ачинск до лета 2013 года, затем были переданы куда-то на Октябрьскую дорогу. В вагонах едет немалое количество путейцев. Удобно использовать ежесуточный поезд для развозки железнодорожников по рабочим местам.



Утро на станции Инголь

Прибываем на станцию Инголь, находящуюся на 95-м километре линии. Рядом со станцией есть посёлок Едет (который, честно говоря, обычно стоит на месте). Солнце только-только встало. Во время стоянки происходит скрещение с грузовым, направляющимся из Белогорска. Следующая станция Полуторник.

Граница между Хакасией и Кемеровской областью проходит по небольшой реке Урюп. Так как железная дорога многократно «прыгает» через эту реку, то на каждом перегоне можно несколько раз «побывать» в том и другом регионе. Перегон Инголь – Полуторник длиной 27 километров необычен тем, что на его протяжении поезд пересекает эту границу 6 раз.


Перегон Полуторник - Инголь

Однако на 103-м километре произошёл случай. Во время нашей не особо быстрой езды что-то произошло внутри тепловоза, от чего дизель его заглох, и несколько попыток запустить его ни к чему хорошему не привели. Так мы и остановились посреди перегона.



Поезд №681 Красноярск - Кия-Шалтырь

Некоторые путейцы, не став дожидаться оживления локомотива, водрузили на себя инструменты и двинулись пешком в сторону Полуторника. Где-то в эти минуты локомотивная бригада по радиосвязи заказала вспомогательный локомотив, так как вернуть тепловоз к жизни у них не получилось.


Вспомогательный локомотив

Примерно через 40 минут на горизонте со стороны станции Инголь показался свет фонарей локомотива. Ещё три минуты – и «половинка» тепловоза 2ТЭ10В подъехала к нашему поезду с хвоста. Ещё несколько минут – и тепловоз, прицепившись к вагонам, отправляется в обратную сторону.


Секция тепловоза прицепляется к поезду

Вновь прибыв в Инголь, секция довольно быстро совершает манёвр через всю станцию для прицепки из хвоста поезда в его голову. При этом неисправный тепловоз остаётся в составе поезда. Времени потеряно немало. Чтобы хоть как-то нагнать расписание, поезд после отправления со станции Инголь идёт достаточно резво, несмотря на то, что «половинка» ведёт поезд холодильником вперёд.


«Половинка» на станции Инголь


При движении таким образом получается, что вид из кабины локомотива идёт не вперёд по ходу движения, а упирается в ведомые им вагоны (если быть точнее, в нашем случае вид из кабины был на неисправный тепловоз), что крайне неудобно и, мягко говоря, не совсем безопасно. Стоянки на следующих станциях были сокращены до минимума.




Станция Саланга

До станции Саланга, где мы высадились, состав дошёл достаточно быстро, и, не тратя время на стоянку на станции, улетел, как только пассажиры оказались на платформе.

Больше фотографий с поездки можно увидеть тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий